Замковые постройки:

Главный замок

Описание: В Stronghold существует 5 типов главного замка: общинный дом, деревянный замок, каменный замок, твердыня, цитадель (перечислены они по возрастанию размера). Главный замок представляет собой собственно, сам замок и костёр у его входа. На парапете замка обычно стоит лорд и дышит свежим воздухом (если замок-общинный дом, то лорд просто топчется у его входа), и иногда отправляется погулять по своим владениям и посрывать зло на подчинённых. Внизу же, у входа расположен костёр, вокруг которого сидят бомжи безработные крестьяне. С правой стороны у главного замка обычно расположен склад (см. ниже "добыча ресурсов"). Само же здание замка является неразрушимым: хоть из ста требушетов стреляй-только раздастся грохот и... на цитадели-ни царапинки! Вот что я называю-строили на века! Скорей всего, если бы цитадель была разрушаема, лорда было бы убить в разы и в разы проще, но сделав цитадель неуязвимой, разрабы метнулись уже в другую крайность. Поэтому всегда лорда приходится убивать "вручную".
Функции: резиденция лорда, регулирование уровня налогов для населения, место сбора безработных крестьян

Лестница

Описание: Собственно, каменная лестница, позволяющая забираться и спускаться с каменной стены. Обычно с такой функцией неплохо справляется и барабакан, но если на каком-то участке стен срочно необходимо воины, а барбакан далеко, ваш выбор-лестница. Построить её можно только у стены.
Ресурсы на постройку: 3 (от стандартной стены), 2 (от низкой стены)

Частокол

Описание: Деревянный забор из кольев . В отличии от каменной стены, на частоколе нельзя размещать юнитов, и чтобы стрелки могли стрелять из-за частокола, придётся построить деревянную башню (см. ниже). Поможет огородиться от диких зверей и слабых юнитов вроде копейщика. Под огнём осадных орудий частокол очень хрупок. Несмотря на то, что выбор между каменной стеной и частоколом более, чем очевиден, иногда для обороны может не хватить камня, и частокол послужит врагу хоть слабой, но преградой.
Ресурсы на постройку: 1 / 2 блока

Каменная стена

Описание: Как говорится, «как за каменной стеной». Каменная стена даёт гораздо большую защиту, чем частокол и низкая стена, а самое большое преимущество-что на каменную стену можно завести юнитов: стрелков, инженеров с маслом, юнитов-рукопашников, если враг тоже пытается на эту стену залезть. Попасть на стену можно по лестнице и через барабакан. На вражескую стену можно попасть через осадную башню и осадную лестницу.
Ресурсы на постройку: 1 / 2 блока

Зубчатая стена

Описание: Каменная стена с зубцами. Если её строить вплотную с каменной стеной, зубцы будут идти «через один», если особняком-то подряд. Зубцы иногда-да защитят от шальной стрелы, а сама зубчатая стена отличается большой прочностью. По ней, так же, как и по частоколу, нельзя ходить-следственно, если поставить зубчатые стены в несколько слоёв, то у вас появится защита от вражеских осадных башен, лестниц и ассасинов.
Ресурсы на постройку: 1 / 1 блок (особняком и у стандартной стены), 1 камня/2 блока (у низкой стены)

Казарма

Описание: Место найма юнитов. В казарме можно нанимать лучников, копейщиков, пехотинцев, арбалетчиков, пикинёров, мечников и рыцарей. В военной кампании Stronghold юниты для найма открываются по ходу её прохождения. Найм каждого юнита в казарме требует соответственное вооружение (лук-для лучника, меч, конь и металлическая броня-для рыцаря) и некоторое количество золота. При наличии соответственного вооружения и золота, игрок может нанять юнита-и им станет один из крестьян у костра. Между прочим, будучи каменной, умудряется отлично гореть.
Функции: Найм юнитов (-крестоносцев).
Ресурсы на постройку: 15

Оружейная

Описание: Здесь хранится оружие, необходимое для найма юнитов в казарме. Сюда его приносят мастера-оружейники. Иногда в оружейной может не хватить места для оружия-в этом случае следует нанять несколько юнитов, продать оружие или построить вторую оружейную (которую нельзя будет построить нигде, кроме как вплотную с первой). Что любопытно-на вид оружейная сделана из камня, однако для постройки требуется дерево.
Функции: Хранение оружия для найма юнитов.
Ресурсы на постройку: 10 (Stronghold), 5 (Crusader)

Деревянная башня

Описание: Представляет собой деревянную платформу и лестницу к ней. Деревянную башню можно построить только вплотную к частоколу. Так как на частокол нельзя заводить стрелков, из-за частокола они могут стрелять с деревянной башни. Имеет 200 «HP». На башне может поместиться 9 юнитов (5-на платформе, 4-на ступеньках).
Ресурсы на постройку: 10

Башенка

Описание: Первая доступная каменная башня в Stronghold. Если в той же Stronghold стоить её стоит разве что из-за дешевизны, то в Crusader по функции дешевизны её замещает сторожевая башня (которая ещё и по дальности фору даёт). Чуть покрепче сторожевухи, но куда осмысленней строить башни покрепче. На башне может поместиться 12 юнитов. Имеет 1000 «HP».
Ресурсы на постройку: 10

Защитная башенка

Описание: Улучшенный вариант башенки: чуть подороже, покрепче, даёт юнитам больше места, и также на ней не помещаются башенные машины. Достаточно сбалансированный вариант: если нужна более-менее стойкая башня, но не хочется тратить много камня, защитная башенка-ваш выбор. Умещает на себе 21-го юнита, и имеет 1200 «HP».
Ресурсы на постройку: 15

Квадратная башня

Описание: «Квадратиш, практиш, гут». Эта башня достаточно велика, и она умещает на себе, как 32 юнита, так и башенную машину-мангонель или баллисту (см.ниже), и кстати, ничего не мешает запихать туда и то, и другое. Приличное «здоровье»-1600 «HP», неплохая цена и функции. С помощью квадратных башен можно организовать хорошую, и не слишком затратную оборону.
Ресурсы на постройку: 35

Круглая башня

Описание: Эдакий «элитный» вариант. Круглая башня стоит на 5 камня дороже, чем квадратная-на практике, когда нужно строить замок поскорей, иногда лучше поставить квадратную и не горевать, чем ждать заветные не хватающие 5 камня. Вместимость такая же, как и у квадратной башни (также можно ставить башенные машины). Тем не менее, круглая башня имеет аж 2000 «HP»-она устоит под шквальным огнём катапульт (но и ничего не мешает им таки взять башню числом). Строить только с ведущим агрессивные штурмы врагом и при больших запасах камня. Иногда практичней будет построить квадратную.
Ресурсы на постройку: 40

Гильдия инженеров

Описание: Незаменима для всех игроков, и при любых обстоятельствах: осада, оборона-инженерский гений пригодится везде. Для найма доступны инженеры и осадные рабочие, но, как правило, 99% нанятых тут юнитов-инженеры. Строить рекомендуется недалеко от лестниц на стены. Ни инженеры, ни осадные рабочие не требуют для найма оружие, а всего лишь золото (как и наёмники-арабы), что позволит за пару секунд наклепать с десяток (ну, в зависимости как у вас с населением будет) инжей и найти им применение (коих немало).
Функции: Найм инженеров и осадных рабочих.
Ресурсы на постройку: 10 , 100 .

Конюшня

Описание: Необходимы для найма рыцарей. Как известно, лошади в средневековье были очень, очень дорогим удовольствием. Целые же конюшни являлись прямым доказательством несметных богатств владельца. В Stronghold конюшни тоже имеют кусачую цену; а если учесть, что конюшни вмещают только 4 лошади, и для большего количества рыцарей нужно строить их и больше, и больше, игрок вполне это может ощутить на собственной шкуре. Нанято 4 рыцаря-и конюшня пуста, и пуста до тех пор, пока один (или два, или все четверо) рыцарь не отбросит коньки-в этом случае в конюшне среспаунится новая лошадь.
Функции: Содержание лошадей, обязательных для найма рыцарей.
Ресурсы на постройку: 20 , 400 .

Гильдия сапёров

Описание: Да, для найма всего-то лишь одного юнита нужно воздвигнуть ни много, ни мало-целое здание: гильдию сапёров. В Stronghold имеет смысл строить её только в одной миссии-больше не пригодится. Однако в Crusader, где в основном-противостояния «замок на замок», появился смысл строить гильдию сапёров. Сапёр, также как инженеры и арабы, требует для найма всего лишь золото.
Функции: Найм сапёров.
Ресурсы на постройку: 10 , 100 .

Котёл с маслом

Описание: Здоровый ржавый чан с кипящей жижей внутри. Требует для обслуживания одного инженера. Получив приказ, наш инж метнётся на склад в поисках нефти, и если таковая там будет, несёт её к котлу и выливает в него, откуда в свою очередь, раздаётся шипение и виднеются язычки пламени. Инженеры, посланные к котлу, встанут с пустыми горшками в своеобразную очередь. И инж-«обслуживающий» каждому по очереди нальёт в горшок кипящего масла. Всё, горшок полон раскалённой жижей, и инжа с маслом можно посылать на стену. Кстати, котёл с маслом-единственная постройка в игре, требующая на постройку…железо.
Функции: Кипячение масла для осады.
Ресурсы на постройку: 10 , 100 .
Требует работников: 1 инженер

Деревянный барабакан

Описание: В отличии от каменных барабаканов, деревянный имеет внутреннюю и внешнюю стороны: с внутренней стороны-деревянная платформа, на которую ведут лестницы по обеим сторонам ворот. И собственно, нужно умудриться не построить барабакан к врагу неправильной стороной-благо, добрые разрабы нам дают целых 4 варианта, чтобы не было таких ляпсусов. Собственно, служит воротами и по совместительству-башней для частокольного забора. Имеет 200 «HP», вмещает на себя 28 человек (с лестницами).
Ресурсы на постройку: 10 .

Малый каменный барабакан

Описание: Собственно, эконом-вариант барабакана-надёжный и дешёвый. Представляет собой небольшую квадратную надвратную башенку с воротами. В Stronghold при постройке он разворачивался сам, резко и с малыми интервалами, из-за чего каждый, кто играл в стронгу, наверняка строил барабакан, повёрнутый не туда, сносил его и пытался построить заново (в Crusader таких мук нету). В Crusader, в отличии от башен и большого каменного барабакана, зубцов не имеет, из-за чего стрелки на нём для врага-как на ладони. Имеет 1000 «HP», умещает на себе 25 человек.
Ресурсы на постройку: 10 .

Большой каменный барабакан

Описание: Большой, прочный, и всё-таки достаточно дорогой, чтобы строить его без всяких видимых на то причин-уж лучше сварганить парочку малых барабаканов. Но если вы строите несокрушимую оборонительную линию, с жирными стенами и кучей больших стен, или малые барабаканы враг слишком легко ломает, или и то, и другое, ваш выбор-большой барабакан. Как и башни, имеет зубцы, которые могу спасти тамошних юнитов от шальной стрелы. Умещает на себя 42 человека, и имеет 2000 «HP» -ровно столько же, сколько и стоящей вдвое дороже круглой башни! Воспользуйтесь этим!
Ресурсы на постройку: 20 .

Подъёмный мост

Описание: На случай, если ваш оплот опоясан рвом, к барбакану можно приделать ещё и подъёмный мост. Если вы строите подъёмный мост на «сухом» месте, под ним автоматически окажется ров. И наоборот-если разрушить подъёмный мост, или барабакан, к которому он присоединён, на месте, где был мост, исчезнет вода. К сожалению, огромные рвы небольшая протяжённость моста рыть не даёт, но уже все знают, как можно исхитриться это сделать.
Ресурсы на постройку: 10 .

Нефтяной ров

Описание: «Огненные поля» при должной сноровке-ужас и трепет вражеских юнитов любого качества, да и просто красивое зрелище. Нужно лишь при размещении рва предугадать, где будут ходить вражеские солдаты и улучить определённый момент, чтобы поджечь его вовремя. Если всё рассчитать правильно-львиная доля вражеской армии превратится в кучку пепла. Неправильно-что же, пеняйте себя. Не забывайте делать несколько маленьких рвов вместо одного большого, чтобы не сжечь всю нефть разом. Тем более, после «детонации» рва земля ещё некоторое время продолжает гореть.
Ресурсы на постройку: 1 нефть/5 блоков.

Волчья яма

Описание: Волчья яма-одноразовая ловушка. К сожалению, они занимают очень маленькую площадь, достаточно дорого стоят, и не являются панацеей против всех юнитов-«бронированным» юнитам они только чуть портят здоровье. Тем не менее, волчья яма по своему применению-«точечная» ловушка. Узкий проход, где врагу по-любому придётся пройти: улочки, область перед воротами-вот где волчья яма показывает себя во всей красе. Можно ещё и окружить ими амбар/оружейную, и сделать большой сюрприз тому, кто захочет её раздолбать. Так что помните: яма с нефтью защищает снаружи стен, волчьи ямы-внутри.
Ресурсы на постройку: 6 .

Жаровня

Описание: «Хочешь знать моё мнение? Живи с огоньком!». Небольшая жаровенка, поджигающая лучникам стрелы. Стрелять горящими стрелами могут только европейский и арабский лучники. При полёте горящая стрела издаёт характерный свист. К сожалению, жаровня не даёт лучнику бонус к атаке (как мы считали ранее). Предназначение горящих стрел-поджигать ров с нефтью. Больше горящие стрелы ничем не отличаются от обычных.
Функции: Поджигание стрел для лучников.

Псарня

Описание: Клетка с псами, подозрительно напоминающими волков. В Stronghold есть кнопка «выпустить псов», после чего псы получают вожделенную свободу, и ведут себя, как обычные волки-бросаются на всех, проходящих мимо. В Crusader такой кнопки нету, потому что псы сами выходят из клеток по приближению врага, за нападениями на «своих» не замечены, и победив врага, возвращаются обратно в клетку. Однако, псы очень и очень слабы в бою и могут загрызть ну разве что лучников или зазевавшихся инженеров. Рекомендуется строить только в случае, если в пустыне вы соскучились по волкам.
Ресурсы на постройку: 10 , 100 .

Добыча ресуров:
Склад

Описание: Каменная площадка, поделённая на 9 зон, куда можно складывать ресурсы. Можно одним и тем же ресурсом наполнить 2, или больше зоны, но нельзя в одну и ту же зону складывать два разных ресурса. Вот что называется: «разложить по полочкам». Склад всегда автоматически пристроен вплотную к цитадели, но можно построить ещё один для хранения ещё большего количества ресурсов. В отличии от оружейной и амбара, неразрушим. То есть, вы можете лишить врага еды, оружия, но не ресурсов-склад, как и цитадель, неуязвим для всего, начиная от рабов и заканчивая требушетами.
Функции: Хранение ресурсов.

Лесопилка

Описание: Небольшая хибара, сплетённая из прутьев. Формально считается рабочим местом дровосека. С секирой наперевес он идёт к ближайшему дереву, валит его и разрубает на поленья, которые, в свою очередь, по одному несёт в лесопилку. Когда лесоруб отнесёт три полена, он примется их распиливать пилой на доски, которые потом понесёт на склад. И если учесть, как часто он мотается туда-сюда от леса к лесопилке, однозначно стоит троить лесопилку рядом с деревьями. А ещё имеет смысл построить лесопилку одной из самых первых.
Функции: Заготовка дерева.
Ресурсы на постройку: 3 .
Требует работников: 1

Каменоломня

Описание: Сие здоровое сооружение можно построить только на камнях. Первый рабочий палкой выковыривает булыжники и закрепляет их к верёвке, второй, управляя этой самой верёвкой, аккуратно, по наклонённой доске спускает камень к третьему, который, аки скульптор, придаёт ему форму параллепипеда. Параллепипедные каменные блоки отправляются на небольшой мини-складик у каменоломни. А отнести оттуда блоки уж на общий замковый склад предстоит нагруженному волу.
Функции: Заготовка каменных блоков.
Ресурсы на постройку: 20 .
Требует работников: 3

Привязь для волов

Описание: Привязь с кучкой сена. Обычно тут появляется вол. Приставленный к нему рабочий ведёт его к каменоломне, и со склада камней по одному грузит блоки на вола (обычно ждать приходится достаточно долго). Затем вол перевозит собранные блоки на склад, выгружается там, и снова идёт загрузиться новой партией блоков. Желательно привязи строить поближе к каменоломне.
Функции: Перевозка заготовленных каменоломней каменных блоков на клад.
Ресурсы на постройку: 5 .
Требует работников: 1

Железный рудник

Описание: Представляет собой спуск в шахту и доменную печь. Один из рабочих спускается в шахту, поднимается с ведром руды-и высыпает его содержимое в печку. Затем он спускается обратно за рудой, а тем временем в печке из расплавленной руды отливается слиток, и второй рабочий несёт его на склад. Обычно, по истории, переплавляли руду в железо кузнецы, а не рабочие. Так же, как и каменоломни, рудник можно расположить только на железной жиле.
Функции: Добыча руды и изготовление из неё железа.
Ресурсы на постройку: 20 .
Требует работников: 2

Нефтяная скважина

Описание: Деревянная платформа на поверхности болотной воды. Нефтяник (в данном случае имеется в виду рабочий, а не магнат) набирает ведром воды из нефтяного пятна на болоте, и пропускает её через некое подобие фильтра. Профильтровав несколько вёдер воды, нефтяник собирает оставшуюся нефть в кувшин и несёт её на склад. Можно построить только на нефтяном пятне в болоте.
Функции: Добыча нефти.
Ресурсы на постройку: 20 .
Требует работников: 1

Рынок

Описание: Являет собой красивый домик купца (в Stronghold), или набитую мешками с пряностями палатку торговца (в Crusader). Собственно, наряду с цитаделью является зданием для заработка денег. В нашем случае-торговлей. На рынке можно как продавать ресурсы, так и закупать их, если их прямое производство недоступно/слишком долгое/по какой-либо причине менее выгодно, чем закупка. Цена покупки ресурса вдвое больше цены его продажи.
Функции: Продажа/закупка ресурсов.
Ресурсы на постройку: 15 (Stronghold). 5 (Crusader).

Сельское хозяйство:
Охотничья избушка

Описание: Хижина охотника, украшенная костями. Здесь живёт охотник, и его четвероногий помощник. Охотник идёт искать оленей, и когда находит-пытается пристрелить одного из них из лука (нередко-не всегда успешно: он промахивается и стадо убегает прочь). Убив оленя, охотник подбирает его и несёт её к себе в избушку. Далее следует неприятное зрелище разделки оленьей туши-и, разделав тушу, на окороки, охотник несёт мясо в амбар. Спросите, зачем пёс? А, так, за компанию.
Функции: Добыча и разделка дичи.
Ресурсы на постройку: 5 .
Требует работников: 1

Молочная ферма

Описание: Стойло и ограждённая лужайка, на которой пасутся коровы. У стойла сидит фермер и умиротворённо наблюдает за любимыми коровками. Для начала можно наблюдать, как корова «вырастает»-в стойле можно разглядеть телёнка, который пытается научиться стоять. Затем уже взрослая корова попадает на лужайку. Спустя некоторое время, она обратно опадает в стойло, где фермер её доит. Затем он некоторое время отдыхает и за это время…молоко в ведре магическим образом не скисает, а превращается в сыр! Собственно, фермер несёт сыр в амбар. Подрывает работу молочной фермы кожевенные мастерские (см.ниже) и коровье бешенство.
Функции: Выращивание коров, получение молока и преобразование его в сыр.
Ресурсы на постройку: 10 .
Требует работников: 1

Яблочный сад

Описание: Этакий дачный домик, и занимающий достаточно немаленькую площадь сад. Сначала на яблонях виднеются почки, затем они красиво цветут белым цветом. После цветения они покрываются листвой, и уж затем на них вырастают яблоки. И что характерно, всё это происходит быстро, очень быстро. Реализм хромает, но экономическое преимущество налицо. Работу яблочного сада может подорвать тля.
Функции: Выращивание и сбор яблок.
Ресурсы на постройку: 5 .
Требует работников: 1

Зерновая ферма

Описание: Зерновая ферма-это небольшой сарай со всяческой утварью, и две-три грядки. Фермер приходит на работу, тяпкой возделывает грядки и сеет пшеницу. Затем он ждёт, когда она прорастёт и косит её, собирая в снопы. Скосив пшеницу на одной грядке (на одной грядке-он собирает два снопа), он относит сноп пшеницы на склад. Зерновая ферма-первое звено «хлебной» промышленности: она хоть и занимает больше ресурсов и времени, но огромный замок можно прокормить только хлебом. Работу зерновой фермы может подорвать спорыня (паразитирующий на зерновых гриб).
Функции: Выращивание и сбор пшеницы.
Ресурсы на постройку: 15 .
Требует работников: 1

Хмельник

Описание: Хмельник представляет собой сарай и с полтора десятка торчащих из земли шестов. Фермер садит у подножья каждого из шестов хмель, и он растёт, поднимаясь по шесту вверх-обычно это процесс достаточно медленный. Затем он собирает хмель с нескольких шестов в корзину и несёт её на склад. Хмельник работает не так быстро, как зерновая ферма, но достаточно интенсивно. Работу хмельника могут подорвать долгоносики (вредители).
Функции: Выращивание и сбор хмеля.
Ресурсы на постройку: 15 .
Требует работников: 1

Городские постройки:
Хижина

Описание: Небольшая хижина из дерева и соломы (Stronghold), саманный одноэтажный домик (Crusader). Добавляет к населению крепости ещё 8 крестьян. Необходимо строить их, если не хватает ремесленников для работы, или рекрутов для набора армии. Обычно около хижины появляется мамаша, баюкающая дитя, и пара-тройка детей, которые начинают носиться по вей крепости. Собственно, перебарщивать с хижинами тоже не стоит: население надо ещё прокормить; снести хижину-тоже не выход: население не убавится, зато это даст вам жирный минус к популярности.
Функции: Жильё для населения крепости.
Ресурсы на постройку: 8 .

Часовня

Описание: Небольшая часовенка, построенная в готическом (Stronghold)/(Crusader) стиле. В Средневековье вера играла одну из первостепенных ролей: благодаря одной лишь вере под атаками сарацин устояло немало крепостей. В Crusader на одной вере (при отсутствии еды) выехать очень сложно. Но лишние «плюсы» к популярности никогда не будут лишними. Священник благословляет народ, периодически возвращаясь в часовню, где устраивает обедню. Также в часовнях обычно устраивают свадьбы. Одна часовня даёт максимум «+4» к популярности.
Функции: Благословление населения, место заключения брака.
Ресурсы на постройку: 10 , 250 (Stronghold); 250 (Crusader).
Требует работников: 1

Церковь

Описание: Церковь, построенная в готическом (Stronghold)/ романском (Crusader) стиле. Функции абсолютно аналогичны часовне (священник ходит, благословляет и венчает народ ), однако даёт больший плюс к популярности: «+7».
Функции: Благословление населения, место заключения брака.
Ресурсы на постройку: 20 , 500 (Stronghold); 500 (Crusader).
Требует работников: 1

Собор

Описание: На мой взгляд, одно из красивейших зданий игры. Величественный готический {Stronghold)/романский (Crusader) собор с кладбищем. В Stronghold в нём, как и в остальных религиозных постройках, играют свадьбы. А в Crusader в нём свадеб не устраивают, однако, там можно нанимать дешёвых и неплохих в бою монахов (логичней было бы тогда назвать не «собор», а «монастырь»). Несмотря на то, что требует большого пространства для постройки и имеет кусачую цену, собор даёт «+10» к популярности.
Функции: Благословление населения, найм монахов.
Ресурсы на постройку: 40 , 1000 (Stronghold); 1000 (Crusader).
Требует работников: 1

Дом знахаря

Описание: Большой, если не сказать-роскошный дом, в котором, исходя из названия, обитает знахарь. Сам знахарь (даже в Stronghold) одет в арабские одежды, что, если учесть тот факт, что именно арабы были законодателями медицины в Средневековье, вполне логично. Наш врачеватель сначала заходит в дом, толчет в ступе травы и изготавливает из них лекарство. Затем начинает бродить вокруг да около, и якобы собирать травы для новой порции лекарства. Набродившись вдоволь, он снова возвращается домой и опять начинает химичить. Когда враг кидает в замок чумную корову, знахарь спешит к «облаку чумы» и устраняет его. Знахарь имуннен к чуме-видать, накурился наелся своих целебных трав.
На самом деле лечить чуму лекарствами из трав и родниковой водой придумал Нострадамус. До этого же больных чумой или лечили крайне болезненно (вплоть до смерти от болевого шока), или вовсе отказывались лечить ссылаясь на то, что это кара Божья

Функции: Лечение чумы (конкретно-устранение «чумных облачек»).
Ресурсы на постройку: 10 , 50 (Stronghold); 20 , 150 (Crusader).
Требует работников: 1

Колодец

Описание: Каменный круглый колодец с коловоротом. Обычно колодцы давали крепостям питьевую воду, однако, в серии игр Stronghold они выполняют функцию местной пожарной станции. Возле колодца сидит пожарный с ведром воды наготове, и если какое-либо здание загорится, пожарный метнётся к нему, и потушит одно здание. Таким образом можно пресечь пожар на корню. Как знахарь иммунен к чуме, так и пожарный может похвастаться неуязвимостью к огню.
Функции: Тушение пожаров.
Ресурсы на постройку: 30 .
Требует работников: 1

«Пряники»

Описание: Всяческие увеселения: от клумб с цветочками и шестов с ленточками до дрессированных медведей и статуй-крестов. Оказывают на экономику своеобразный «эффект»: популярность растёт, сила воинов увеличивается, но работники будут часто ходить посмотреть на статую/понюхать цветочки, и попросту бездельничать-тяжёлый удар по экономике. Также «пряниками» считаются флаги-хотя «свойствами» пряников они не обладают и присутствуют чисто для красоты.
Функции: Увеселение народа, повышение боевого духа воинов.
Ресурсы на постройку: от 20-ти до 30-ти .

«Кнуты»

Описание: «Пряники» наоборот. То есть-народ работает эффективней (приносит больше ресурсов), но воины становятся очень слабыми, да популярности репутация тирана уж точно не прибавит. Однако, с моей колокольни, кнуты отражают одну из граней Средневековья-виселицы, колодки, тюрьмы и даже выгребные ямы-это было неотъемлемой частью средневековых замков. У «кнутов» имеется и «аналог» флагов-черепа на кольях, которые тоже только для красоты, и служат для устрашения подданых-и своих, и вражеских.
Функции: Повышение эффективности работы ремесленников.
Ресурсы на постройку: от 40-ка до 50-ти .

Оружейные мастерские:
Мастерская стрельника

Описание: Домик-мастерская с черепичной крышей (Stronghold)/настилом из пальмовых листьев (Crusader), внутри виднеются стрелковая мишень и огромное количество заготовленных стрел. Работает тут преклонного возраста мастер-стрельник, явно страдающий радикулитом слава Богу, не склерозом. Походкой вразвалочку (наверняка в молодости моряком был) он идёт на склад и забирает дерево для стрелкового оружия. Стрельник может производить луки и арбалеты (думаю, для каких юнитов-догадаться не составит труда). Для лука ему требуется одна доска, для арбалета-три. Изготовив оружие, он несёт его в оружейную.
Функции: Заготовка луков и арбалетов.
Ресурсы на постройку: 20 , 100 .

Мастерская пикодела

Описание: Домик-мастерская с черепичной крышей (Strolnghold)/настилом из пальмовых листьев (Crusader), внутри виднеются станок для шлифования древка, и точильный камень. Здесь обитает мастер-пикодел. Он делает копья и пики. Для копья ему нужна одна доска, для пики-две (хотя было бы логичней ему брать одну доску, и один слиток железа). Он шлифует древко, натачивает лезвие точильным камнем и относит готовое оружие в оружейню. А ещё мастер-пикодел примечателен тем, что когда бездельничает, он достаёт ромашку и гадает на ней-«любит-не любит».
Функции: Заготовка копий и пик.
Ресурсы на постройку: 10 , 100 .

Кузница

Описание: Кузница с черепичной крышей (Stronghold)/настилом из пальмовых листьев (Crusader), внутри виднеются горн, наковальня, каменная форма (из которой отливают булавы), и бочка с водой для закалки мечей. Логичней было бы, если бы всё оружие (по крайней мере, металлическое), да и прочие железные изделия вроде подков изготовлял бы кузнец (который, кстати, похож на Дункана Маклауда). Но, увы, в Stronghold он лишь кует мечи и булавы. И для меча, и для булавы требуется один слиток железа. Вот и правильно, оно достаётся тяжелей дерева. Сковав оружие, кузнец несёт его в оружейню.
Функции: Заготовка мечей и булав.
Ресурсы на постройку: 20 , 200 .

Кожевенная мастерская

Описание: Домик-мастерская с черепичной крышей (Stronghold)/настилом из пальмовых листьев (Crusader), внутри виднеются готовый кожаный доспех, растянутая коровья шкура и… в углу лежит туша безвинно убиенной бурёнки со снятой кожей. Это-место работы злейшего врага коров-кожевницы. Если у вас нет молочных ферм, кожевенная мастерская не будет работать. Когда на ферме заведётся взрослая корова, кожевница пойдёт за ней, приведёт доверчивое животное к мастерской и убивает бедную корову у нас на глазах. Затем кожевница шьёт доспех из шкуры убитой бурёнки. Сшив доспех, кожевенница несёт его в арсенал. Шкуры одной коровы хватает на три доспеха. …Больше всего мне жалко фермера-его любимых коров одну за другой уводят на убой…
Функции: Заготовка кожаных доспехов.
Ресурсы на постройку: 10 , 100 .

Мастерская бронника

Описание: Домик-мастерская с черепичной крышей (Stronghold)/настилом из пальмовых листьев (Crusader), внутри виднеются готовый металлический доспех, и кучу разных шлемов на полке. Забрав железо со склада, мастер-бронник начинает умиротворённо и самозабвенно стучать по кирасе молотком. Настучавшись вволю, бронник выходит из матерской и несёт в оружейную…щит! Да, металлическая броня в оружейной выглядит, как щит. Для производства лат нужен один слиток железа.
Функции: Заготовка металлических доспехов.
Ресурсы на постройку: 20 , 100 .

Обработка продуктов:
Амбар

Описание: Собственно, амбар, в котором хранятся запасы провизии для всего вашего замка. Одно из важнейших зданий игры: если в начале игры промедлить с его постройкой-популярность, как минимум, попортится; если супостат раздолбает вам амбар-спасение от голода вам влетит как минимум, в копеечку. Так лучше строить его поближе к фермам/пекарням, и охранять не хуже лорда. Еда, находящаяся там, потихоньку исчезает-и чем больше население, тем быстрей она это делает. Обычно, при хорошем снабжении едой амбар не опустевает, а наоборот, наполняется, и приходится строить новый амбар. Также, в самом амбаре можно регулировать рацион-увеличивать и урезать его: увеличенный паёк увеличивает популярность и скорость потребления пищи, урезанный-и то, и другое уменьшает. Первым следует пользоваться, когда у вас огромное количество еды, а вторым-когда еды мало и нужно растянуть оставшуюся провизию на как можно дольше.
Функции: Хранение провизии, регулирование рациона.
Ресурсы на постройку: 5 .

Пекарня

Описание: Пекарня с черепичной (Stronghold)/соломенной (Crusader) крышей. Собственно, замыкающее звено «хлебной цепочки»-цепочки зданий, которые, хоть и не сразу, и некоторыми затратами ресурсов позволяют обзавестись самым надёжным (особенно-при крупных населениях) продуктом питания-хлебом. Обычно пекарю хватает для производства целой партии буханок и одного мешка муки-а, значит, строительство не одной, а нескольких пекарен на одну мельницу не только выгодно скажется на экономике, но и в противном случае весь склад будет забит мукой. 8-10 пекарен спокойно хлебом забьют амбар доверху. Если у вас большое население, рекомендуется увеличивать количество сразу всех трёх построек «хлебной цепочки».
Функции: Выпечка хлеба.
Ресурсы на постройку: 10 .

Пивоварня

Описание: Пивоварня с черепичной (Stronghold)/соломенной (Crusader) крышей. В период войны, народ, иногда, дабы забыть горечь потерь, прикладывается к выпивке. Эту самую выпивку производит пивоварня-из хмеля в пивоварне варят традиционный напиток англичан-эль. Пивоварша берёт со склада корзину с хмелем и несёт в пивоварню. Затем она мешает получившийся напиток, до тех пор, пока он не запенится. Завершив работу, пивоварша сначала сам дегустирует свой труд, а затем катит бочку с элем на склад. Разливать пенное по кружкам уже не её работа.
Функции: Изготовление эля.
Ресурсы на постройку: 10 .

Мельница

Описание: Высокая деревянная мельница. Обслуживается тремя подозрительно смахивающих на детей мельниками-то есть требует трёх свободных крестьян, пока не наберётся три-мельница работать не будет. У мельницы три работника вместо одного, да и к тому же мельники очень шустро бегают: при вышеперечисленных качествах мельница может снабжать мукой, как это и было написано выше, до десяти пекарен. И, собственно, больше, чем одну мельницу обычно строят при огромном населении. Однако, «на мельницу надейся, но и сам не плошай»: мельнице требуется хорошее снабжение пшеницей.
Функции: Перемолка зерна.
Ресурсы на постройку: 20 .

Трактир

Описание: Вот мы и добрались до одного из столпов популярности, а вы-дотерпели до конца статьи. Трактир с соломенной крышей (причём, в Stronghold трактир имеет вид традиционного английского паба) с вывеской. После постройки сюда приходит трактирщик, пузатый рубаха-парень. Он прикатывает в трактир бочку эля, и в кабаке начинается пьянка-гулянка, а возле трактира начинают бродить укушавшиеся в дрова алкаши. Увеличивается количество пьющих среди населения, а, следственно, и популярность (соответственно, больше процент пьющих-больше популярность).
Однако, этот положительный эффект временный-только что поступившая бочка делится на 160 кружек, и количество кружек начинает ползти к нулю. Собственно, новая бочка эля эту проблему решит.
Функции: Заведение для распития эля.
Ресурсы на постройку: 20 , 100 .